Резиденция на Каннском кинофестивале: как осуществляется поддержка начинающих режиссеров
Программа «Резиденция на Каннском кинофестивале» (Residence of the Festival de Cannes) существует с 2000 года. Каждый год ее организаторы помогают 12 начинающим режиссерам подготовиться к съемкам первого или второго полнометражного фильма.
Отбор проходит на основе уже снятых короткометражных лент, могут быть учтены и полнометражные картины, если таковых режиссер снял не более одной. Для выбора в число студентов программы важен также сценарий будущей ленты.
В течение 4,5 месяцев отобранные творцы проходят обучение в Париже, где учатся писать сценарии, встречаются с экспертами кинобизнеса. Команда организаторов Каннского кинофестиваля (Cannes Film Festival) помогает довести проект до стадии начала съемок.
В 2023 году проводятся две сессии, как и всегда. Первая – с 1 марта до 15 июля 2023 года, в ней участвуют шесть режиссеров. Все они стали гостями Каннского кинофестиваля, где с ними могли встретиться журналисты и продюсеры.
Резиденция – инновационный проект, который представляет победителей в рамках специальной программы Cinéma de Demain.
За время существования проекта помощь получили 250 создателей фильмов, которые сумели реализовать свои сценарии.
Как правило, после участия в программе режиссеры становятся мировыми звездами и получают множество заказов от киностудий и телеканалов.
Кто стал участниками Резиденции в первой половине 2023 года?
Все режиссеры, которые работали в программе в первой половине 2023 года, снимали кино в рамках единой концепции. В этом году ею стала тема включенности личности в группы.
Морад Мостафа
Режиссер Морад Мостафа (Morad Mostafa) передал обеспокоенность проблемами мигрантов в Египте. Его драма «Айша больше не сможет улететь» (Aisha can’t fly away anymore) посвящена незнакомой попутчице, которая плакала в автобусе на его глазах.
Морад не знает, что вывело девушку из равновесия. Но он догадывается, почему может плакать юная сомалийка в маршрутке в центре египетской столице. В его картине девушка становится жертвой преследования банды воров, не может наладить отношения с парнем. И вынуждена тратить молодость на уход за капризными стариками.
Тан И
Китайская певица и режиссер Тан И (Tang Yi) исследовала судьбу первой отличницы вуза после выхода во взрослую жизнь. Королевы красоты и лучшие ученицы класса порой оказываются совсем не готовыми к урокам судьбы. И, к сожалению, для некоторых из них успехи в школе или колледже становятся пиком карьерного достижения.
Тан И представляла короткометражную ленту в Каннах под названием «Все вороны мира» (All the Crows in the World). Работа получила Пальмовую ветвь и оказалась настолько сильной, что продюсеры решили дать ей возможность снять полнометражную версию.
Мохаммадреза Магани
Иранский режиссер Мохаммадреза Магани (Mohammadreza Mayghani) сумел при поддержке «Резиденции» снять фильм «Диба» (Diba). Тяжело быть моделью в стране, где принято носить хиджаб. И это далеко не все испытания, которые ждут красавиц в Тегеране.
Его героиня ищет способы отомстить врагам юности, не забыв об унижениях с их стороны через много лет. Таким женщинам, как она, приходится продираться через множество преград к успеху. И некоторые из барьеров оставляют раны на всю жизнь.
Диана Машанова
Россиянка Диана Машанова (Diana Mashanova) свой вклад в изучение темы «белых ворон» внесла при помощи подростковой драмы «Первая сигарета для Бога» (The First Cigarette is For God). Ее героиня – 16-летняя ученица из Франции по имени Хлоя – оказывается в глубинке Бурятии. И погружается в таинственный и необычный мир азиатской общины, где обет молчания становится символом посвящения в свои.
Наивные мечты Хлои разбиваются о быт ее приемной семьи, пытаясь стать своей, она погружается в самые темные тайны ее новых приятелей.
Дон Джозефус Рафаэль Эблахан
Филиппинский режиссер Дон Джозефус Рафаэль Эблахан (Don Josephus Raphael Eblahan) снимал фильм на своей родине. Он изучал общину ифугао, к которой сам имеет отношение: это его предки.
Его лента «Ропот» (Hum) затрагивает тему безмолвия меньшинств. Так, филиппинцы до сих пор боятся высказывать свое мнение, потому что много лет были французской колонией. И привыкли делать все так, как скажут им владельцы их земли. Когда они сами оказались ее хозяевами, то оказалось, что не способны выражать чувства и эмоции, привыкли прятаться за молчаливым согласием.
Лаура Самани
В интерпретации итальянского режиссера Лауры Самани (Laura Samani) тема одиночества в толпе связана с подростковым возрастом. В фильме «Один год в школе» (One Year of School) она воспроизвела истории из своего детства, показав жизнь девочки, которая оказалась единственной в классе, где учатся одни мальчики.
Героиня вынуждена завоевывать доверие новых друзей, которые не щадят ее чувств и придумывают все более жестокие испытания и проверки.
Как получить грант в Резиденции на Каннском кинофестивале
Регистрация на следующую сессию творческой мастерской Резиденции Каннского кинофестиваля уже открыта. Она пройдет с 1 октября 2023 года по 15 февраля 2024 года. Позднее по этой же ссылке можно будет зарегистрироваться на следующие сессии.
Правила для участников просты и понятны.
- У соискателя должно быть снято несколько короткометражных лент и не более одной полнометражной картины.
- Принимаются заявки от людей, у которых нет вида на жительство или гражданства во Франции.
- Выбранные режиссеры обязаны явиться в Париж на время проведения сессии.
- Первые работы кандидата (короткометражные или полный метр) должны побывать в списках участников фестивалей класса А (Каннский, Берлинский, Венецианский, Кинофестивали в Торонто, Роттердаме, Сандэнсе и пр.). Исключения не допускаются.
- Если сценарий подан от имени команды, то на сессию допускается только один человек, он должен быть выбран представителем на момент подачи заявки.
- Кандидату должно быть меньше 35 лет в первый день сессии.
- Подавать заявки можно не более трех раз.
- Требуется свободное знание английского или французского языка.
В программу выбираются три парня и три девушки. Команда Каннского кинофестиваля смотрит все фильмы кандидатов и оценивает их. Вошедшие в шорт-лист претенденты должны пройти видео-интервью.
Если выбранный кандидат не может вовремя приехать на сессию, организаторы заменяют его другим участником.