Роберт Швентке: «Без Джона Малковича фильма о Сенеке не было бы»
Режиссер Роберт Швентке (Robert Schwentke) не сразу выбрал философа Сенеку в качестве центрального персонажа биографической драмы. Его фильм «Сенека: О сотворении землетрясений» (Seneca: On the Creation of Earthquakes) мог бы и не появиться, предпочти он другого древнегреческого или римского персонажа.
55-летний Швентке в интервью изданию The Hollywood Reporter признался в том, что искал античные истории, чтобы экранизировать их в Марокко. И биография философа-стоика не сразу привлекла его внимание.
– Я наткнулся на описание самоубийства Сенеки и посчитал его интересным, потому что оно противоречило всей его жизни, – говорит Роберт. – Я погрузился в изучение его биографии и обнаружил, что это был очень сложный, парадоксальный персонаж. Мой интерес к нему становился все более и более сильным, потому что он был известным философом-стоиком, а эта школа учила не придавать большого значения деньгам и богатству. И, знаете ли, он был ростовщиком с большим количеством собственности. Некоторые историки утверждают, что он был вторым в списке самых богатых жителей Рима. Он также известен в качестве философа-моралиста, который был наставником самого известного тирана [Нерона]. В этом есть ирония, которая меня и заинтересовала. Эта ирония заключается в том, что философ-моралист богател все больше и больше. И во времена Сенеки, и сейчас это вызывает море подозрений…
Один из умнейших мыслителей, живущих на рубеже эпох (годы жизни Сенеки: 4 год до нашей эры – 65 год нашей эры), из личной выгоды и тщеславия продался коррумпированному тирану. Сенека, по сути, отказался от истины, познания, искусства ради денег, власти и статуса. Он был соучастником убийств и безудержного падения нравов при Нероне.
Джон Малкович (John Malkovich) стал первым и единственным претендентом на роль Сенеки, потому что для работы над таким противоречивым и сложным персонажем требовался очень опытный и профессиональный актер.
– Он моментально пришел мне на ум, как только я начал писать сценарий, – признается Швентке. – Я не сказал ему, что пишу этот сценарий, потом отправил ему, не будучи уверенным, что материал годится для кино.
Малкович перезвонил через три дня после получения набросков и сказал, что был бы рад появиться в этом проекте. Режиссер не стал бы снимать фильм вовсе, если бы Джон ему отказал.
Нерона сыграл театральный актер Том Ксандер (Tom Xander). Критики ищут параллели с нынешними политиками в этом образе, но Швентке уверяет, что изо всех сил пытался показать, что автократия и тирания – глубочайший анахронизм в наши дни. И что лидеры-самодуры – карикатурные персонажи, которых никто не готов всерьез воспринимать в современном мире.