MENU

Ричард Рэймонд: «Поверить не мог в то, что где-то запрещены танцы»

26.01.2016 • Статьи

Ричард Рэймонд (Richard Raymond) / © Пресс-служба артиста

Ричард Рэймонд (Richard Raymond) / © Пресс-служба артиста

Английский режиссер Ричард Рэймонд (Richard Raymond) в 2014 году выпустил в прокат свой дебютный фильм «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer). До России эта музыкальная драма, снятая по мотивам биографии известного танцора Афшина Гаффариана (Afshin Ghaffarian), дошла только сейчас. Она появится в прокате 4 февраля 2016 года.

Фрида Пинто (Freida Pinto), Том Каллен (Tom Cullen), Рис Ричи (Reece Ritchie), кадр из фильма «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer) / © Пресс-служба артиста

Фрида Пинто (Freida Pinto), Том Каллен (Tom Cullen), Рис Ричи (Reece Ritchie), кадр из фильма «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer) / © Пресс-служба артиста

Действие фильма развивается в Иране, где запрещено танцевать, Афшин и его друзья, несмотря на подстерегающие их опасности, основали подпольную танцевальную студию. Через прокси-серверы группа танцоров получила доступ к YouTube для того, чтобы научиться танцевать по видеороликам с участием Майкла Джексона (Michael Jackson), Пины Бауш (Pina Bausch), Джина Келли (Gene Kelly) и Рудольфа Нуриева (Rudolf Nureyev). Упиваясь свободой самовыражения, полученной при помощи танца, они задумали организовать представление в пустыне, вдали от бдительных глаз безжалостной иранской организации «Басидж». Однако, этот акт мужества и неповиновения повлек за собой ряд событий, из-за которых жизнь Афшина оказалась в опасности.

Ричард Рэймонд (Richard Raymond) / © Пресс-служба артиста

Ричард Рэймонд (Richard Raymond) / © Пресс-служба артиста

История показалась Рэймонду настолько завораживающей, что он решил заняться съемками фильма. Ради этого проекта режиссеру пришлось преодолеть немало трудностей.

– Когда я впервые открыл для себя эту историю, я сразу же почувствовал, что должен рассказать ее широкой аудитории, – говорит Ричард. – Эта история провоцирует людей к объединению и напоминает нам о надежде найти в человечестве стойкость и решимость для борьбы за то, что является правильным. Мы все должны иметь одинаковые права и определенную степень свободы, независимо от того, где мы родились, и, самое главное, что мы все должны иметь возможность осуществить наши мечты.

Фрида Пинто (Freida Pinto), кадр из фильма «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer) / © Пресс-служба артиста

Фрида Пинто (Freida Pinto), кадр из фильма «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer) / © Пресс-служба артиста

До работы над фильмом режиссер не знал, что в Иране запрещены некоторые виды искусства.

– Впервые я прочитал историю Афшина в Times Online в день Нового 2010 года, – поясняет Рэймонд. – Она была настолько же проста, насколько невероятна. История молодого человека, у которого была мечта стать танцором, но он жил в Иране, где танцевать запрещено. Я знал, что Исламская Республика Иран ограничивает многие свободы, которые на Западе воспринимаются, как должное, но я понятия не имел, что нечто естественное, как танец, находится вне закона. Мне это показалось шокирующим и увлекательным в равной мере.

Ричард Рэймонд (Richard Raymond) / © Пресс-служба артиста

Ричард Рэймонд (Richard Raymond) / © Пресс-служба артиста

Запрещающие танцы чиновники, возможно, знают, что делают. Люди искусства устроены сложно, не поддаются манипуляциям, их уровень внутренней свободы не сочетается с тоталитарным режимом.

Том Каллен (Tom Cullen), Рис Ричи (Reece Ritchie), кадр из фильма «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer) / © Пресс-служба артиста

Том Каллен (Tom Cullen), Рис Ричи (Reece Ritchie), кадр из фильма «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer) / © Пресс-служба артиста

– Представление в пустыне вдохновило студентов из университета, где учился Афшин, на борьбу против режима не меньше, чем самих танцоров, – продолжает режиссер. – Они смогли почувствовать вкус той свободы, о которой давно мечтали. В конечном итоге удача покинула Афшина, он был избит и арестован, но с помощью друзей ему удалось бежать из Ирана в Париж, где он попросил политического убежища. Французское правительство, услышав рассказ Афшина, присудило ему бесплатное обучение в Национальной школе танца и балета в Париже.

Рис Ричи (Reece Ritchie), кадр из фильма «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer) / © Пресс-служба артиста

Рис Ричи (Reece Ritchie), кадр из фильма «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer) / © Пресс-служба артиста

Ричард считает, что интересы людей в демократических и тоталитарных странах похожи. Он решил продемонстрировать это на примере экранизации истории Гаффариана.

– Молодежь Ирана не отличается от молодежи в любой западной стране, – полагает режиссер. – Человек должен иметь право на самые основные свободы, такие, как свобода самовыражения. Запрещение танца является настолько красноречивым, что я почувствовал, что не могу не поделиться историей Афшина с людьми во всем мире. Я решил встретиться с Афшином и попросить у него разрешения рассказать историю его жизни.

Фрида Пинто (Freida Pinto), Рис Ричи (Reece Ritchie), кадр из фильма «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer) / © Пресс-служба артиста

Фрида Пинто (Freida Pinto), Рис Ричи (Reece Ritchie), кадр из фильма «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer) / © Пресс-служба артиста

Танцор, который стал прообразом главного героя, не сразу решился на работу с Рэймондом.

– Мы моментально нашли взаимопонимание. Афшин был очень воодушевлен идеей использования танца в качестве оружия в борьбе за свободу в Иране, в Париже он превратил танец в протест, – признается Ричард. – Мне потребовалось много месяцев для того, чтобы убедить Афшина в том, что я – именно тот человек, который сможет сделать фильм из его истории. Я был уверен, что его история должна быть преподнесена в универсальной и общедоступной форме. Я хотел сделать фильм, благодаря которому людям во всем мире станет известна история Афшина и его идея об использовании танца в качестве протеста. Я верил в то, что осознание проблемы сможет привести к позитивным изменениям в мире.

Фрида Пинто (Freida Pinto), кадр из фильма «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer) / © Пресс-служба артиста

Фрида Пинто (Freida Pinto), кадр из фильма «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer) / © Пресс-служба артиста

Афшину пришлось бороться не только за свою свободу, но и за свою любовь.

– Используя интервью с Афшином, мы… приступили к разработке сценария, – говорит Ричард. – Неожиданно мы обнаружили один из самых трагических элементов в его истории: любовь к талантливой, но истерзанной зависимостью от героина танцовщице Элайе. Я почувствовал, что Элайя более, чем никто другой, олицетворяет население Ирана, его угнетенность, красоту и трагедию. Афшин боролся с зависимостью Элайи – он осмелился провоцировать ее жить, почувствовать радость танца и свободы. Двойственность натур Афшина и Элайи легла в основу истории фильма.

Рис Ричи (Reece Ritchie), кадр из фильма «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer) / © Пресс-служба артиста

Рис Ричи (Reece Ritchie), кадр из фильма «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer) / © Пресс-служба артиста

Рэймонд тщательно подошел к подбору актеров. Главные роли в его драме сыграли Рис Ричи (Reece Ritchie), Фрида Пинто (Freida Pinto) и Том Каллен (Tom Cullen).

– Рис имел не только физическое сходство с Афшином, но и был невероятно одаренным и талантливым молодым актером, – поясняет свой выбор Ричард. – Я встретился с Рисом и рассказал ему историю Афшина, а затем выслал Рису парижское интервью с Афшином. После просмотра интервью Рис понял, что он тесно связан с героем Афшина, и мы продолжили работу над сценарием уже сообща. В Рисе я нашел не только актера на главную роль, но и надежного партнера в создании своего фильма. Я послал сценарий Фриде Пинто на роль Элайи. Я хотел, чтобы в фильме принимали участие актеры со всего мира, играя оригинальных персонажей. Фрида точно прочувствовала характер своего персонажа и основной посыл фильма. Она посвятила себя полностью своей роли, при этом не только лишь превратившись в танцовщицу, но и проникнув в саму сущность Элайи. Она посвятила почти целый год обучению искусству танца. Для героя лучшего друга Афшина Арди я хотел кого-то, кто имел бы как физическую браваду, так и эмоциональную чувственность в равной мере. Как и многие другие, я был заворожен представлением Тома Каллена в «Уик-энде» (Weekend) Эндрю Хэйа (Andrew Haigh) и очень хотел видеть его у себя в команде. Том – талантливый молодой актер, он внес небывалое чувство реализма и радости в картину.

Кадр из фильма «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer) / © Пресс-служба артиста

Кадр из фильма «Танцующий в пустыне» (Desert Dancer) / © Пресс-служба артиста

Хореографом, поставившим все номера в драме, был известный индийский танцовщик Акрам Хан (Akram Khan). Ричард считает его участие в своем проекте огромной удачей.

– После всех моих исследований в хореографии, я понял, что только один хореограф действительно резонировал со мной во всех смыслах, этим человеком был Акрам Хан, – добавляет Рэймонд. – Я связался с Акрамом и подключил его к истории Афшина. Многие элементы истории находили отражение в жизни и воспитании Акрама. Несмотря на очень жесткий график, он нашел способ позволить себе и своей команде работать со мной над нашим фильмом. Я чувствовал себя почти как во сне, получив привилегию сотрудничать с Акрамом, интерпретация танца которого завораживает не только визуально, но и духовно. Это свидетельствует о настоящей страсти и любви окружающих к нашему детищу, если такие талантливые и целеустремленные люди согласились работать вместе с нами над созданием фильма. Акрам разделил со мной видение того, что эта история не только о танце, но и о причинах, почему танец так важен в нашей жизни. Мы хотели показать истинную сущность движений тела. Эта история не только вдохновляет на борьбу за освобождение от политического режима через танец, но и говорит о том, что у всех нас есть право на свободу, независимо от того, к какой стране, национальности и культуре мы принадлежим. Вместе мы говорим о том, что танец не имеет физических границ.

Записи по теме

« »