Морад Мостафа снял драму о жизни незнакомой попутчицы
Египетский режиссер Морад Мостафа (Morad Mostafa) в этом году приехал в Канны с двумя работами. Короткометражная лента «Обещаю вам рай» (I promise you paradise) вошла в программу «Недели критики» (La Semaine de la Critique) Каннского кинофестиваля (Cannes Film Festival) в 2023 году. Кроме того, в рамках проекта «Резиденция на Каннском кинофестивале» (Residence of the Festival de Cannes) Морад презентует дебютную полнометражную драму «Айша больше не сможет улететь» (Aisha can’t fly away anymore).

По сюжету, молодая сомалийская девушка работает сиделкой у пожилых пациентов в Каире. 26-летняя Айша наблюдает за распрями сообщества африканских мигрантов, живущих в столице Египта. Местная банда шантажирует ее, пытаясь вынудить украсть ключи у больных людей. Она, мол, должна помогать им грабить зажиточных горожан.
Жестокость мегаполиса к недавно приехавшим – основная тема картины.
Айша встречается с молодым парнем, отношения с которым почти не складываются. Все идет наперекосяк, но потом ее возлюбленный и вовсе исчезает без следа. Пока девушка борется со своими страхами и проблемами, прячась от них, как страус в песок, дело заходит в полный тупик. На фоне такого беспросветного существования у Айшы есть мечты, которые помогают приспособиться к реальности.
– Место, в котором происходит действие моей истории, это район Каира Айн-Шамс, в котором я провел детство и юность, – говорит Морад. – Там живет много мигрантов из Африки. Мне было очевидно, что давление со стороны большинства, которое представляло собой египетское общество, накапливалось, превращая этих людей в мины замедленного дейтсвия.
Идею фильма Мостафа вынашивал несколько лет. Как и другие участники проекта «Резиденция на Каннском кинофестивале», он снимал первую ленту в своем родном городе.
– Я начал думать об этом фильме еще давно, причиной стал момент, который запечатлелся в моей памяти, – добавляет режиссер. – Я ехал в микроавтобусе, осматривая окрестности. Заметил африканскую девушку с усталым лицом, прислонившуюся головой к окну и спящую рядом. Внезапно она проснулась в панике и начала истерически рыдать, испугав меня и других пассажиров. А потом вышла безо всяких объяснений. Это стало триггером для проекта.
В сценарии Морад додумал многие моменты. Он хорошо знает Каир, понимает, что могло встревожить его попутчицу.
– Ни эта девушка, ни тот случай не выходили у меня из головы в течение нескольких дней, – признается режиссер. – Когда я пытался проникнуть в сознание этой женщины, задаваясь вопросом о ее мечтах и кошмарах, которые слились с миром реальности в городе, который жесток к своим жителям, то думал: каково же здесь новичкам?
Тема отчужденности личности от общества – общая для участников «Резиденции» в этом году.

Китаянка Тан И (Tang Yi) изучала ее на примере отличницы и королевы красоты, столкнувшейся с испытаниями взрослой жизни. Филиппинец Дон Джозефус Рафаэль Эблахан (Don Josephus Raphael Eblahan) исследовал путь женщины, застрявшей на родео с бывшими ковбоями. Иранец Мохаммадреза Магани (Mohammadreza Mayghani) снял ленту о тегеранской модели, которая подвергалась унижениям в юности. Все эти режиссеры получили гранты на съемки своих дебютных полнометражных лент в рамках проекта «Резиденция на Каннском кинофестивале».
Резиденция на Каннском кинофестивале: программа для режиссеров

