Дон Джозефус Рафаэль Эблахан снял вестерн о женском одиночестве в кругу мужчин
Филиппинский режиссер Дон Джозефус Рафаэль Эблахан (Don Josephus Raphael Eblahan) в этом году представляет публике в Каннах свою новую работу под рабочим названием «Ропот» (Hum). Он снял его при поддержке организаторов Каннского кинофестиваля (Cannes Film Festival) в рамках программы «Резиденция на Каннском кинофестивале» (Residence of the Festival de Cannes).

Сюжет «Ропота» удивительным образом перекликается с работой итальянской сценаристки и режиссера Лауры Самани (Laura Samani). Как и в ее подростковой драме «Один год в школе» (One Year of School), речь идет о молодой женщине, которая застряла в провинциальной деревушке, охраняющей разбитое родео. Причем в кругу мужчин. Только вместо скачек ковбои там стали развлекаться шумными дебошами, устраиваемыми под винными парами.
Одна среди опасных и несдержанных мужчин: вот основной синопсис фильма. Какой выход из ситуации? И есть ли он?
Эблахан показал, как меняется жизнь женщины после встречи с таинственным гидом, который проповедует совсем иные ценности, нежели ее односельчане. Персонаж ведет здоровый образ жизни, интересуется духовными практиками.
– Идиллия – молодая женщина, живущая в сообществе ковбоев на заброшенном стадионе для родео, – говорится в описании фильма. – То, что когда-то было ареной славы и крови, стало сараем для тореадоров из прошлого, общим домом для группы аутсайдеров. Прогнившие трубы, затопленные коридоры и пьяные скачки – вот и все события их меланхоличного образа существования. Так длится до тех пор, пока она не встречает загадочного горного проводника, который может стать помощником в поиске давно потерянного брата-близнеца Идиллии. Вместе они отправляются в миры, где тело и дух девушки никогда ранее не бывали.
По задумке режиссера, ропот, шум, невнятный гул – это метафора голоса его народа, который долгое время молчал, пока страна была колонией. После освобождения ни молодежь, ни старцы не знали, что такое говорить, озвучивать свои мысли, идеи или желания.
Эблахан считает, что пройдут десятилетия, пока жители его родной страны научатся выражать свое мнение. И он считает, что может помочь им своим творчеством.
– Мои предки-инфугао рассказывали легенды о «разделенном ребенке», полубоге, которого отец разрезал пополам, – поясняет Дон Джозефус. – Одна половина отправилась в Небесный мир, другая осталась в мире земном на попечении простых смертных. Первый ребенок стал сильным, говорил на языке молнии, в то время, как дитя Земли ослабло так, что его голос звучал, как едва различимый ропот. В фильме «Ропот» я стремлюсь исследовать «разделенную» идентичность молодежи коренных народов, на которых, подобно ковбоям из нашей истории, лежит ответственность за то, чтобы стать управляющими своей землей, которую колонизаторы прошлого оставили разрушаться в наших руках.
В мире народа ифугао в фольклоре есть немало произведений, которые посвящены разным оттенкам звука грома небесного.
– Я делаю то же самое в «Ропоте», – добавляет Эблахан. – С целью усилить голоса тех, кого никто не слышит, это голоса моего народа и земли.
«Резиденция на Каннском кинофестивале» – программа поддержки молодых и талантливых режиссеров, которые снимают свой первый или второй художественный фильм. Наставничество экспертов кинобизнеса, помощь в доработке сценария, организация съемок, продвижение его в списке лент Каннского фестиваля, – лишь малая часть того, что получают начинающие кинодеятели в рамках проекта.

Дон Джозефус Рафаэль Эблахан снял первый полнометражный фильм при поддержке программы. Его коллега Лаура Самани создала второй проект в рамках этой же инициативы.
Резиденция на Каннском кинофестивале: программа для режиссеров

