Статьи: звезды о психологии

Почему люди становятся шопоголиками

© Depositphotos.com / narcis parfenti
© Depositphotos.com / narcis parfenti

Предпраздничные дни – рай для шопоголиков. Перед Новым годом, Рождеством и другими праздниками она загодя начинают ходить по магазинам.

Есть люди, которые не способны контролировать свои импульсы в мегамоллах. А продавцы используют все возможные способы заставить покупателя сделать ненужные приобретения. А потом вся семья выплачивает кредит за незадачливого родственника.

Исследователи уверяют, что около 10 процентов взрослого населения в западных странах в той или иной мере страдает так называемым компульсивным покупательским расстройством. Попросту говоря: такие личности не контролируют свои траты, если видят скидки, распродажи или красиво украшенные витрины. И количество этих людей растет с каждым годом.

Очень красноречивый и яркий пример такого человека представила публике актриса Айла Фишер (Isla Fisher) в своем фильме 2009 года «Шопоголик» (Confessions of a Shopaholic). Эти страдальцы зависимы от трат, от приобретения вещей, зачастую ненужных. Они скупают их вне зависимости от того, хотят ли иметь их дома.

Айла Фишер (Isla Fisher) © Depositphotos.com / Jean_Nelson
Айла Фишер (Isla Fisher) © Depositphotos.com / Jean_Nelson

Тем интереснее понять, как появляется зависимость от шопинга и как с ней бороться. Исследование ученых университета Сан-Франциско помогает понять специфику поведения человека, ведущего к неконтролируемым закупкам нужных и ненужных вещей. Оказывается, многие шопоголики имеют проблемы с кредитами, но стараются не думать о них, убегая в другую реальность.

[quote]– Люди, которые страдают навязчивой тягой к покупкам, часто похожи на страусов, которые прячут голову в песок при появлении опасности, – говорит профессор психологии университета Сан-Франциско Райан Хоуэлл (Ryan Howell). – Есть и другие мотивы: при помощи хождения по магазинам люди пытаются улучшить свое настроение и реализовать мотивацию изменить в себе некоторые личностные черты. Многие исследования показали, что шопоголики порой слишком привержены материальным ценностям. Чем больше человек склонен к материализму, тем чаще он проявляет компульсивное покупательское поведение.[/quote]

Хоуэлл с коллегами опросил около 1600 участников исследования о том, как они управляют финансами, какие у них покупательские привычки, насколько важно для них владение материальными вещами.

Как оказалось, чем хуже человек может управлять своими личными финансами, тем больше он склонен к шопоголизму. И это не зависит ни от типа личности, ни от пола, ни от возраста, ни от уровня дохода. Самые заядлые шопаголики имеют огромные долги, у них отсутствует умение уменьшать кредитные счета. Они не проверяют остаток на счету кредитной карты, часто не платят по счетам вовремя, порой выходят за пределы кредитного лимита.

Одна из причин, почему наличие кредитной карты может усиливать тенденции к навязчивым покупкам, заключается в том, что радость покупки и боль от потери денег разнесены во времени.

Временная радость от покупки для таких людей важнее постоянно присутствующих чувств раздражения и тревоги от того, что растет количество долгов. Кроме того, любители шопинга верят в то, что покупки могут быстро изменить некоторые их черты личности, повысить самооценку, улучшить репутацию, повлиять на отношения с близкими.

[quote]– Система ценностей человека влияет на его привычки закупать товары, – добавляет исследователь. – Но ценности не так просто изменить. Даже если вы – материалист и любите увеличивать количество вещей во владении, это еще ничего не говорит о том, как вы поведете себя в магазине. Как показывает наше исследование, любой человек в состоянии контролировать свою тягу к покупкам, следить за балансом кредитной карты, вне зависимости от того, покупает ли он вещи ради эмоций или из рациональных побуждений.[/quote]

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x