Почему нам нравится слушать грустную музыку?

Печальные песни могут пробуждать положительные эмоции. К такому выводу пришли японские ученые из Токийского университета, которые недавно опубликовали данные своего исследования в журнале Frontiers in Psychology. Их открытие помогло понять, почему некоторые люди умудряются испытывать наслаждения от прослушивания грустной музыки.
В рамках исследования психолог Аи Каваками (Ai Kawakami) с коллегами опросили 44 добровольца, среди которых были и профессиональные музыканты, и любители. Все испытуемые прослушивали по два грустных и по одному веселому произведению. Затем участники эксперимента описывали при помощи определенного набора ключевых слов свое восприятие музыки и свое эмоциональное состояние.
В результате эксперимента выяснилось, что грустная музыка пробуждает неоднозначные эмоции.
Некоторым слушателям казалось, что печальная мелодия отражает более трагические, менее романтические и менее приятные моменты жизни, чем те, которые переживают они сами.
– Обычно грустная музыка все же пробуждает в людях тоску и печаль, – говорит Аи Каваками. – А эти переживания приятными не назовешь. Но если бы такая музыка оживляла только лишь отрицательные эмоции в нашей душе, мы бы ее не слушали. Печальная музыка пробуждает не только грусть, но и романтические чувства. И все люди, вне зависимости от уровня их профессионализма или любви к музыке, переживают эту двойственность.
Кроме того, печальные события в жизни и искусстве – это все же события разного уровня. Во втором случае они дают возможность пережить новый опыт без того, чтобы самому попасть в ситуацию, угрожающую жизни или здоровью.
– Эмоции, которые пробуждает музыка, не несут прямой угрозы или вреда человеку в отличие от негативных эмоций в повседневной жизни, – поясняют исследователи. – А порой мы можем даже наслаждаться тоской и безнадегой. Если реальная жизнь дает нам поводы для беспокойства, грустная музыка может помочь отреагировать плохие эмоции и избавиться от них.
В качестве печальной музыки исследователями использовался ноктюрн Михаила Глинки (Mikhail Glinka) «Разлука», написанный в тональности «фа-минор». Вторым грустным произведением выступил этюд Феликса Блюменфельда (Felix Blumenfeld) Sur Mer, написанный в тональности «соль-минор». В качестве веселой музыки использовалось произведение Эммануэля Гранадоса (Enrique Granados) Allegro de Concierto, созданное в тональности «соль-мажор».
Зачем люди слушают грустную музыку?

