Популярность в социальных сетях не делает людей счастливыми
Социальные сети помогают людям налаживать и поддерживать нужные связи. Но популярность в сетях не делает их более счастливыми.
Более того: чрезмерное увлечение виртуальным общением способно понизить уровень удовлетворенности жизнью.
К такому выводу пришли ученые Мичиганского университета, которые изучали пользователей сети «Фейсбук» (Facebook)*, одним из создателей которых выступил Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg).
– При поверхностном рассмотрении, «Фейсбук»* предлагает нам неоценимые ресурсы по удовлетворению потребности в социальном контакте, – говорит социальный психолог университета Итан Кросс (Ethan Kross). – Но, как мы обнаружили в нашем исследовании, общение в этой сети не увеличивает, а уменьшает ощущение счастья. Эти результаты обладают огромной важностью, потому что близко подходят к ответу на вопрос о том, как социальные сети влияют на личность.
В исследовании по теме психологии общения онлайн и оффлайн приняли 82 молодых пользователя, которые входят в число самых распространенных по демографическим характеристикам посетителей ресурса. Все они имеют страницы в сети «Фейсбук»* и пользуются «смартфонами». Исследователи изучали, как люди себя чувствуют, о чем думают, как себя ведут в повседневной жизни. Ежедневно изучались случайно выбранные пятиминутные интервалы жизни испытуемых. Наблюдение за ними шло в течение двух недель.
Ученые обнаружили, что чем больше люди использовали «Фейсбук»* в течение какого-то времени, тем хуже они себя чувствовали.
Примечательно, что исследователи не увидели взаимосвязи между частотой общения в социальных сетях и ощущением несчастья. Напротив, прямое общение с людьми делает людей более удовлетворенными социальным контактом: чем его больше, тем счастливее себя чувствовали респонденты.
Кстати говоря, неприятные эмоции не повышают мотивацию для общения в сети. В моменты несчастий люди реже заходят в свои блоги. Исследователи надеются повторить свой эксперимент на более широкой группе испытуемых, чтобы понять, нет ли влияния возраста или иных характеристик на связь между частым общением в сети и ощущением несчастья.